Платная скорая помощь – госконтроль или иллюзия контроля?

Платная скорая помощь – госконтроль или иллюзия контроля?

Помоги себе сам

Как известно, сфера скоропомощных услуг является крайне ответственной, так как по своему определению относится к ситуациям, где имеется явная угроза жизни пациенту. Явная или острая угроза жизни – это помощь неотложная и чрезвычайная, когда счет времени идет на минуты. Угроза несколько меньшей степени – просто скорая помощь, хотя часто от необходимости оказания неотложной помощи до пока еще просто скорой помощи есть минимальная дистанция, все определяется динамикой состояния пациента.

Логично думать – и все мы, вероятно, именно так и думаем – что столь чувствительная сфера находится под максимально жестким государственным контролем, поскольку ценой ошибки или недосмотра является жизнь человека.

Увы, но все мы не просто ошибаемся, а ошибаемся категорически.

Возьмем, к примеру, схожую по тяжести возможных негативных последствий сферу безопасности авиаперевозок. Каждый из нас легко вспомнит огромное число сотрудников служб безопасности при посадке в самолет и настоящий лес дорогостоящих рамок и детекторов проверки ручной клади.

Причем, это ведь только видимая часть айсберга, так как в сортировочных помещениях проходит через аналогичные детекторы и весь багаж пассажиров, поступающий на борт. Кроме этого жестко контролируется качество топлива и технологических жидкостей (масло, антифриз, и т.п.), сроки службы всех систем самолета, некоторых особо важных механизмов и даже отдельных деталей.

Особому медицинскому контролю перед каждым рейсом подвергается и весь экипаж на предмет его состояния и с учетом предыстории выполненных полетов, любые переработки пилотов здесь строжайше запрещены и чреваты прямой уголовной ответственностью для медиков, давших добро на вылет усталому или больному пилоту. Добавьте сюда тотальную систему контроля всего транспорта и персонала, имеющего доступ на летное поле или в любые технологические помещения и службы, плюс обвесьте все помещения камерами с непрерывной записью и их операторами в режиме онлайн – и вы получите минимальную схему контроля безопасности аэроперевозок. При этом, заметим, на борт самолета обычно допускаются исключительно здоровые (хотя бы внешне) граждане, не имеющие никаких жалоб на свое самочувствие, ибо с почти любыми жалобами их тут же снимут с рейса.

Итак, теперь сделаем сравнение.

Сто усредненно здоровых граждан (как минимальная средняя цифра загрузки авиарейса) неусыпно охраняются и контролируются на каждом их шагу на борт авиалайнера. Этим непрерывным контролем постоянно заняты сотни сотрудников аэропорта.

С другой стороны, поставим систему скорой помощи, где ежедневно обслуживается каждой машиной не менее 7-10 граждан, находящихся в том состоянии, которое официальной медициной определяется как «угроза жизни». Да, если сопоставить среднее ежедневное число авиапассажиров и общее число вызовов машин скорой помощи любого города с аэропортом, то, вероятно, эти цифры будут отличаться не менее чем на порядок или более того. Однако, напомним, скорая помощь имеет дело только с гражданами, которые уже имеют серьезные жалобы на свое состояние, в отличие от усредненно здоровых граждан, свободно проходящих на борт авиалайнера.

Понятна ли нам эта разница: есть сотни пусть и не абсолютно здоровых, но вполне стабильных по своему состоянию граждан (авиаперевозки), против десятков граждан в состоянии, где необходимо срочное оказание медицинской помощи, подчас даже и неотложной? При этом безопасность первой категории, условно вполне здоровой (авиаперевозки), обеспечивают сотни людей и десятки технических систем, тогда как – а кто и как именно занимается обеспечением безопасности второй категории, в которой находятся уже заведомо больные люди и в явно нестабильном состоянии?

Видеокамеры от момента освидетельствования врачей скорой помощи при их выходе на линию и до момента сдачи пациента в приемный покой стационара?

А они есть, такие камеры, или вместо бесстрастной видеозаписи есть просто отметка в бумажке, которая легко проставляется и задним числом, при возникновении спорной ситуации? А соответствует ли техническим требованиям машина скорой помощи, выезжающая к больному, или вдруг проявившиеся проблемы остановят машину в дороге или, что тоже случается, приведут к аварии? А есть ли в выезжающей на выезд машине весь комплект необходимых лекарств? А есть ли необходимый комплект оборудования и в каком состоянии находится это оборудование?

Список подобных вопросов можно продолжать и, к нашему сожалению, найти на них ответ весьма проблематично, невзирая на, казалось бы, очевидную важность ответов.

Хорошо, если платная скорая помощь имеет все необходимые лекарства и комплект медицинского оборудования. Зачастую это опускается на уровень контроля главного врача платной скорой помощи и владельца организации, оказывающей платные услуги по перевозке больных.

Просмотрев интернет по данной теме, нам удалось найти очень немногие свидетельства серьезного государственного внимания к работе служб платной скорой помощи (да и обычной скорой помощи). Так, аж целых пять лет назад Росздравнадзором была проведена операция «контрольной закупки», когда был сделан вызов платной скорой по поводу предынфарктного состояния больного.

В прибывшей машине скорой помощи не оказалось никакого оборудования, кроме кушетки для пациента. А в стандартной укладке бригады обнаружены лекарственные средства с истекшим сроком годности и сильнодействующие препараты, на обращение которых организация лицензии не имеет.

Также удалось найти весьма противоречивые сообщения о процессе, проведенном в Видновском городском суде летом 2023 года. Фельдшера платной скорой Александра Яковенко обвиняли в том, что за неоплату услуг он высадил из машины больного ребенка и его родителей.

Однако свидетели говорили о том, что фельдшер не выбросил на дороге безполисных пациентов из Средней Азии, отказавшихся от оплаты услуг, а просто вернул их к подъезду по месту вызова. Мягкое (240 часов общественных работ) наказание фельдшеру Яковенко ничуть не снимает, а скорее обостряет справедливые вопросы к системе государственного контроля за столь важной отраслью нашей повседневной медицины.

Как представляется, вопрос о качестве предоставляемых услуг и минимальных гарантиях качества скоропомощных услуг пока что остается сферой исключительного выбора и оценки самого потребителя.

Мы уже рассказывали ранее, на каких принципах стоит основывать выбор платной скорой помощи, однако кажется странным и неправильным отсутствие надежного и непрерывного государственного контроля в вопросе, где качество услуг сопряжено с последствиями для здоровья а, подчас даже и жизни клиентов.


Материалы по теме:
Другие материалы раздела
Новое на сайте
0%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg" alt="Выбрать себя: 5 шагов к заботе о себе" title="Выбрать себя: 5 шагов к заботе о себе" />