Рассказываем о самых важных мероприятиях, интересных тенденциях и главных мыслях «Недели образования», которая прошла в онлайн-формате с 17 по 23 мая 2021 года.
Главными темами «Недели образования — 2021» стали цифровизация, образовательные онлайн-технологии и дистанционное образование.
В программе отчётливо прослеживаются темы, которые волнуют систему образования: самоопределение школьников и профориентация, темы развития дополнительного образования детей и взрослых, вопросы дистанционного обучения в узком смысле и цифровой трансформации на разных уровнях образования в широком, вопросы гарантий трудоустройства, вопросы детского отдыха и вопросы самообразования — от школы до обучения на протяжении всей жизни.
Отдельной ценностью Недели стала панорама практических кейсов от образовательных организаций из разных уголков страны: секций дополнительного образования, школ, вузов, частных проектов и институтов развития образования – все они имели одинаковые возможности для обмена опытом и знаниями. Спикеры делились опытом в разных сферах, рассматривая аспекты образования с разных сторон — это сделало мероприятия в программе интересными для широкой аудитории: педагогов, директоров, студентов, а также родителей.
Максим Казарновский, директор АНО «Дирекция Московского международного салона образования»: «Неделя образования» – это новый бренд на рынке образования, основной замысел которого показать многоликость современного образования, его многосмысловость, представить широкий спектр участников образовательного процесса, а также на семь дней сделать образование главным инфоповодом для всей страны. В этом году соорганизаторами «Недели образования» стали более 50 партнеров, обладающих своим взглядом на мир, собственной целевой аудиторией и актуальной повесткой.
И Неделя оказалась тем аккумулятором и ретранслятором идей, сетью сетей, которая позволяет аудитории сделать образование частью их повседневной жизни. Учитывая пандемийные ограничения, из-за которых все события Недели прошли в онлайн-формате на коммуникационной платформе ММСО.Коннект, а также активное развитие дистанционного взаимодействия в целом, считаем, что у любого события должен быть цифровой двойник, который позволяет любому самому рядовому с точки зрения охвата событию стать федерально значимым, проникнуть в любую область, город, школу, класс, к любому учителю и подключить его к большому интеллектуальному событию, происходящему в рамках такого масштабного сетевого мероприятия, как «Неделя образования».
Сергей Марданов, директор направления по связям с вузами Mail.ru Group: «Сейчас области и способы применения цифровых технологий в обучении развиваются настолько быстро, что регулярно обмениваться опытом в этой сфере просто необходимо. «Неделя образования» собрала сотни экспертов и объединила тысячи слушателей, став площадкой для общения, переосмысления учебного процесса и методов преподавания. Mail.ru Group строит крупнейшую образовательную онлайн-экосистему в России, охватывающую все этапы обучения — от подготовки к школе до повышения квалификации, — мы всегда рады поддержать подобные мероприятия, которые развивают сферу обучения в стране».
Сегодня, когда цифровизация является одним из ведущих трендов, особое внимание аудитории привлекли выступления, связанные с развитием образовательных технологий, а также вопросами взаимодействия администрации школ с IT-компаниями. Было представлено большое количество реальных кейсов — спикеры делились опытом успешного внедрения онлайн-платформ в школах и университетах. Преподаватели и представители администрации учебных заведений рассказали о возникающих трудностях при цифровизации, на мероприятии обсудили проблемы и предложили пути их решения.
Психологические аспекты внедрения и развития онлайн-образования оказались не менее важными для гостей мероприятия. Когда мир перешёл на дистанционное обучение, преподавательский состав и учащиеся попали в «новый мир» со своими инструментами и правилами. И да, многие проблемы уже решены, но далеко не все.
Теперь, когда стало понятно, что дистанционный формат не временное явление, что онлайн-обучение, пусть и частично, остаётся, стоит необходимость прояснить целый ряд аспектов. В наибольшей степени участников Недели образования волновали темы отношения к «дистанционке» учителей, особенностей и сложностей в работе с учащимися, в том числе иностранными, в онлайн-формате, и вопросы мотивации учащихся — школьников и студентов.
Вопросы развития компетенций в постоянно меняющемся мире заняли особое место в программе мероприятия. Развитие у школьников и студентов softskills и управленческих компетенций с каждым годом всё больше интересует работодателей, которые активно сотрудничают с вузами, колледжами и школами, присматривая себе новые перспективные кадры. Тема активно обсуждалась в рамках ряда сессий Недели образования.
Затрагивали на сессиях мероприятия, конечно, и «вечные темы — такие как: работа школьных учителей, учебные программы и экзамены, мотивационные и психологические аспекты обучения. Это ещё раз подчеркнуло, что, несмотря на стремительно изменяющиеся условия работы, основные проблемы образования остаются неизменными. А активное участие в Неделе образования педагогов, преподавателей, директоров, ректоров показало, что над решением этих проблем действительно работают.
Большой блок активностей в рамках Недели образования был представлен Московским международным салоном образования. Три конференции, направленные на профессиональное сообщество — «Менделеев», «Меркатор» и «Тьюринг», объединившие в себе 49 разных мероприятий, — посвящены химии, географии и информатике соответственно.
Дискуссии о химическом образовании затронули тему модернизации программы изучения предмета. Спикеры обсуждали обновление школьного курса химии, инновационные методики, разрабатываемые документы и проекты. Кроме того, говорили и о дополнительном образовании по химии — о том, насколько важно с юных лет прививать интерес к науке, продолжать помогать в её изучении в школе и о том, как именно это можно сделать, на примере успешных кейсов.
Мероприятия «Меркатор» для преподавателей географии также были во многом посвящены переосмыслению и трансформации программы по предмету. Так, затронули «концепцию больших идей», которая позволяет строить метапредметный план и помогает ученикам не зазубривать, а понимать и транслировать информацию. Также поговорили о преимуществах и трудностях цифровизации процесса преподавания географии, подискутировали о том, к какому типу наук относится география и о том, как правильно её преподавать.
На конференции «Дополнительное профессиональное образование», организованной Национальной Ассоциаций организаций дополнительного профессионального образования, состоялся заинтересованный диалог профессиональных экспертов по целому комплексу вопросов, касающихся изменения субъективной позиции организаций ДПО в системе образования. В течение всего дня участники дискуссий обменивались мнениями по вопросам становления экосистемы, связанной с персонификацией непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, цифровой трансформации образовательного процесса, горизонтального обучения педагогических работников с участием профессиональных сообществ, адресного сопровождения муниципальных и школьных команд других вопросов влияния ДПО на повышение качества российского образования.
620 спикеров, 170 мероприятий, 62 страны и 660 городов,26 000 уникальных посетителей сайта — именно такие цифры показала «Неделя образования – 2021».
Онлайн-формат позволил принять в ней участие гораздо большему количеству участников как в качестве посетителей, так и в качестве спикеров. Спикеры были не только из разных городов России от Владивостока до Новороссийска, от Красноярска до Уфы, но и из-за рубежа — Великобритании, Германии, стран СНГ. В условиях постковидного мира маловероятно, чтобы такое количество экспертов из разных точек мира приняли участие очно — онлайн-формат позволит собрать вместе всех тех, чей опыт так востребован у педагогического сообщества.
Однако гораздо лучше, чем цифры, о том, насколько значимой оказалась эта Неделя образования, говорят сами участники. Школьные учителя, университетские преподаватели, директора и ректоры, администраторы, а также сами ученики и студенты — все они, посетив мероприятие, отмечают бесценный обмен опытом, интересных спикеров и яркие дискуссии, на которых поднимались важные и актуальные вопросы.
Не все запланированные события уже состоялись.
В рамках «Недели образования» с 24 по 28 мая проходит Костомаровский форум, организатором которого выступает Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина. На протяжении 5 дней эксперты в области русского языка и в смежных сферах будут обсуждать современное положение русского языка, существующие в этой сфере проблемы и их решения.
Конференция «ММСО. Тьюринг», посвящённая информатике, планируется на 27 и 28 мая, она поднимет тему развития этого школьного предмета — спикеры обсудят, как было, что сейчас и что должно быть. Профессиональное сообщество рассмотрит инструменты для учителя и ученика, поговорит о том, как работать с особенно одарёнными по предмету учениками, развивая их таланты, а также как информатика влияет на качество жизни учащихся. Спикеры обратятся, как к российскому, так и к зарубежному опыту.
9 и 10 июня пройдет конференция «ММСО. Директор школы», в рамках которой состоятся дискуссии о том, как меняется набор управленческих компетенций руководителя школы, как выстраивать конструктивный диалог с коллегами и родителями, как сформировать образ современной школы – открытой и субъектно-ориентированной, способствующей построению личных и профессиональных отношений.