«Неделя образования». День второй
«Неделя образования». День второй

«Неделя образования». День второй

Новости и события

Во второй день «Недели образования», которая проходит с 17 по 23 мая в онлайн-формате на сайте educationweek.ru, состоялся ряд важнейших дискуссий, посвящённых влиянию новых технологий на развитие всей системы обучения, её цифровой трансформации и связанным с этим процессом трудностям, открытиям и возможностям. Кроме того, завершилась большая педагогическая конференция по географии, участники которой постарались ответить на самые актуальные и спорные вопросы, которые встали перед ними в цифровую эпоху.

С какими сложностями столкнулись учителя географии в XXI веке, когда при помощи одного клика на мобильном устройстве каждый пользователь имеет возможность получить информацию о любой точке на карте мира и даже проложить к ней собственный маршрут, – в полной мере, знают лишь они. На конференции по географии «ММСО. Меркатор» эксперты обсудили вопросы учебного вектора и энциклопедичного подхода к преподаванию предмета, острой необходимости или совершенной необязательности ЕГЭ.

Одна из ключевых сессий «Может ли цифра изменить школьную географию?» была посвящена преимуществам и трудностям цифровизации процесса преподавания географии. По словам Антона Агапова, главного редактора департамента естественно-научного направления СберОбразования, школьные уроки географии зачастую проходят по старому сценарию, в то время как мир за последние десять-пятнадцать лет изменился до неузнаваемости.

Цифровая платформа, являющейся полноценной экосистемой, где ребёнок в любой момент может найти необходимые материалы, карты и выполнить задания, а педагог проверить их и выставить ученику оценку, предоставляет, с точки зрения спикера, почти неограниченные возможности всем участникам процесса. «В такой всеохватности и заключается главное преимущество цифровизации: она не только упрощает для ребенка процесс поиска информации, но делает это наглядно, интерактивно, в отличие от устаревших и неудобных форм обучения, при которых тратилось не только лишнее время, но и ресурсы. И с этой точки зрения цифровизация выглядит ещё и гораздо экологичнее, поскольку не нуждается в бумаге», – заключил Агапов.

Следует заметить, что участники сессии предостерегли коллег от увлечения так называемой «ложной цифровизацией», которая сводится лишь к простому переводу аналогового знания в цифровое. «Цифровизация хороша везде. Но, как и многие важные на земле вещи, она хороша в меру», – подчеркнул Эдуард Яралов, старший методист Института содержания методов и технологий образований образования МГПУ.

В рамках завершающей конференцию сессии «География: открытые вопросы» Владимир Путягин, доцент кафедры методики преподавания географии, автор школьных учебников издательства «Вентана-Граф», и учитель Дмитрий Нестеренко, ведущий методолог СберКласс, тематический куратор конференции «ММСО. Меркатор», согласились, что сегодня нет единого мнения о том, к какому типу наук относится география – к науке о земле или о человеке, какова степень её «гуманитарности» и чем обернется для будущих поколений отказ от энциклопедичности в преподавании этого предмета.

Участники смежной сессии «ДПО – субъект цифровой трансформации в системе образования» говорили о том, какие цифровые сервисы могут помочь педагогам активнее включаться в процессы профессионального развития и насколько сами учителя готовы к цифровой трансформации дополнительного профессионального образования. Здесь, по мысли Андрея Золотарёва, генерального директора, автора и разработчика платформы ЭРА-СКОП, необходимо развивать не только цифровую инфраструктуру образования, создавая цифровые учебно-методические материалы и систему цифрового оценивания, но, в первую очередь, работать над развитием компетенций и повышением информированности сотрудников, не всегда понимающих важность цифровой трансформации сферы образования.

Масштабное внедрение онлайн-обучения сделало жизненно необходимым развитие такого цифрового направления, как «образовательный дата-инжиниринг». Цифровая модель собирает данные о том, что изучает человек, как он взаимодействует с лектором, текстом, другими людьми и что ощущает в этот момент, какова его мотивация. То есть анализируется «цифровой след пользователя» – детальная картина действий, совершённых человеком в сети: сумма комментариев, вопросов и даже «лайков», которые разместили пользователи, время, проведенное ими в онлайн-режиме, и геолокация и т.д.

О том, как именно след формируется и, что важнее, какие возможности открывает перед учёными, преподавателями, а также работодателями, в рамках беседы об «Успешных практиках цифровой трансформации образовательной организации» рассказал Андрей Комиссаров, руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35. О том, что цифровая трансформация – это, прежде всего, трансформация мышления, напомнила и Екатерина Любимова, проректор по развитию цифрового контента Университета 20.35: «Цифровая трансформация – это не просто оцифровка происходящих в учебном заведении процессов, но и создание новых образовательных форматов – таких, которые призваны снизить количество потраченных ресурсов, повысив при этом эффективность своей работы».

О том, что пандемия вынудила образовательные учреждения почти во всех странах мира перейти в онлайн-формат, спровоцировав бурный рост домашнего образования, обсудили участники сессии «Рост учащихся на семейном образовании в России и в мире», инициированной «Центром поддержки семейного образования». По словам социолога Софьи Ляликовой, заместителя зав. кафедрой по дистанционному обучению и тьютора кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, семейное образование – это всегда осознанный выбор: «В первую очередь, выбор в пользу свободы и спокойствия для родителей».

Что же касается вопросов качества и глубины знания для детей, перешедших на этот вид обучения, то российские социологи исследуют его преимущества и недостатки, обращаясь к богатому опыту зарубежных стран. Например, в США за один только последний год количество хоумскулеров выросло почти в два раза, приблизившись к отметке в шесть миллионов, в то время как в России, для сравнения, на домашнем обучении находится примерно сто тысяч детей.

Причину столь впечатляющей разницы руководитель программы поддержки семейного образования «Классические беседы» Алексей Комов связывает, в первую очередь, с нежеланием большинства россиян менять свой образ жизни и плохой осведомленностью по данному вопросу со стороны родителей. Возможно, что научная монография, которую уже в ближайшем будущем надеются выпустить сотрудники кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, «наконец даст ответы на вопросы родителей, сомневающихся в качестве и глубине школьного образования», – отметила Софья Ляликова.

О значении такого понятия, как исследование, его сложной структуре, видах, а также использовании на школьных занятиях в ходе сессии «Большие и маленькие исследования — управляем процессом», организованной ГК «Просвещение», рассказал учитель, автор пособий по физике Николай Сафронов: «Всё начинается в младшей школе. Уже на столь раннем, как многим кажется, этапе ребенок способен проводить маленькие исследования.

Что касается учителя, то он как мотиватор должен заинтересовать ученика той или иной темой, используя для этого понятные и близкие ребенку примеры, артефакты его жизни. Например, представить некое физическое явлении при помощи мемов! Разумеется, не следует сбрасывать со счетов и другие роли учителя – организатора, контролера, тьютора и руководителя. Со временем, при переходе из младшей школы в основную и далее, эта многозначная роль учителя претерпевает ряд серьезных изменений, оставаясь неизменной, пожалуй, только в одном – в своей мотивирующей составляющей».


Другие материалы раздела
Новое на сайте