Какие важные темы можно поднимать перед старшеклассниками на уроках? Что такое цифровая школа в России? Как помочь иностранным студентам адаптироваться к отечественному онлайн-обучению? На эти и многие другие вопросы 19 мая отвечали эксперты на сессиях «Недели образования», которая проходит с 17 по 23 мая на сайте educationweek.ru.
Темы российского высшего образования, работы отечественных вузов и внутреннего обучения активно обсуждались и обсуждаются на многих площадках. Однако не менее острый вопрос международных программ образования часто остаётся без внимания.
Исправить это решили эксперты из международных служб российских ВУЗов и компания IPR MEDIA. Они провели сессию «Готовность к экспансии № 1: о работе с новой цифровой мобильностью», на которой затронули множество проблем, ставших актуальными в этом году. Важной частью беседы стало обсуждение кейсов университетов, связанных, в основном, с успешной организацией международного онлайн-обучения.
Ирина Бочарникова, руководитель проектного офиса по международному сотрудничеству Астраханского государственного университета, подчеркнула, что организации совместно с зарубежными партнёрами удалось создать единое образовательное онлайн-пространство. Она отметила активную разъяснительную работу университета, столкнувшегося с непониманием студентов для которых суть, формат и польза онлайн-обучения были не очевидны.
Евгений Ваховский, ведущий научный сотрудник центра компетенций сотрудников международных служб российских образовательных организаций РАНХиГС подтвердил — несмотря на многие успехи в области международного образования во время пандемии, в ней ещё существует множество проблем. Так, особенными сложностями в период пандемии стали социокультурный и языковой барьеры, которые студентам и сотрудникам ВУЗов приходилось преодолевать ещё в офлайн-обучении. Ведущий специалист дирекции по развитию образования РАНХиГС Константин Раев поделился результатами опроса специалистов международных служб российских и зарубежных ВУЗов — особый запрос среди них существует на изучение цифровых способов социокультурной адаптации студентов и продвижения программ российского образования.
Основной гордостью кейса детского центра «Артек» в рамках сессии «Образовательные практики «Артека»: педагогический дизайн сетевых командных игр» стали надпредметные темы и острые вопросы, которые методисты и педагоги смогли ввести в образовательные онлайн-модули по различным школьным предметам. При переходе на дистанционное обучение центру удалось сохранить методику и философию обучения в ограниченных условиях работы — этим опытом поделились учитель обществознания Василий Кутергин, учитель биологии Григорий Кучеров и заместитель директора Светлана Старцева.
Основными деталями модулей стали развитие командного духа, проектная направленность, формат исследовательской деятельности, ориентация на профессиональное самоопределение. Так, изучая химию и биологию, школьники не зазубривали термины и цифры, а занимались созданием исследования или проекта в коллективе, изучали реальные проблемы, затрагивали глубокие философские вопросы.
Во многом этот подход был продиктован позиционированием школы «Артека» как инновационной площадки для поддержки одарённых детей. Сотрудники центра отметили также педагогический дизайн сетевых командных игр. Они были построены на основе образовательных модулей и проведены среди артековцев, а их дизайн — современный и разнообразный – включал в себя общение с ребятами в мессенджерах, посты в социальных сетях. Именно такая многоформатность и стала главной причиной успеха игр среди школьников.
Важной частью беседы «Старые и новые горизонты школьной программы по химии» стала относительно новая «Концепция химического образования» — документ, выводящий на качественно новый уровень преподавание химии в школе. Преподаватели, собравшиеся на сессию, согласились с необходимостью и значимостью такого документа.
Дмитрий Добротин, сотрудник ФИПИ, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по химии отметил, что «Концепция» обязательна к прочтению не только методистам и научным сотрудникам, но и самим педагогам, так как содержит в себе практически применимые ориентиры по преподаванию и проверке знаний.
Однако наиболее важной темой сессии стали современные техники и методики преподавания химии в реальной школьной практике. Эксперты рассказали о разрабатываемых проектах и подчеркнули, что главная цель любой программы, документа или проекта — облегчение работы учителя, оптимизация учебного процесса в целом, уход от формальностей, как в учебных планах, так и на практике. Именно поэтому программа обучения химии — живой организм, который нуждается в быстром развитии.
Если в рамках первого мероприятия химиков обсуждалось основное, школьное образование, то вторая беседа, «Дополнительное образование по химии: от факультативов до полного «погружения», была посвящена гармоничному приложению к нему – факультативам и секциям. Интересным примером того, что дополнительное образование начинается со школьной скамьи, стал «Менделеев Центр» – детский технопарк при РХТУ им Д.И. Менделеева, который весь год своего существования проработал в режиме онлайн. Даже в таком формате сотрудникам удалось сохранить интересные активности и увлечь детей, помочь им определиться с будущей профессией и увидеть, пусть и через экран компьютера, настоящие химические опыты, поделилась директор центра Дарья Мартюхина.
С другой стороны на процесс обучения посмотрели специалисты проекта «Умный Нижний». Его представила руководитель Анастасия Петрова; она рассказала, что проект позиционируется как семейный, а его философия строится на том, что обучение — занятие не только для ребёнка, но и для его родителей. Так, наравне с уроками для детей в «Умном Нижнем» проводят программы для взрослых, на которых их знакомят с научными методами, историей достижений.
Ещё одну точку зрения на дополнительное образование представил Ивановский ГХТУ — его проректор по научной работе Юрий Марфин рассказал, что основной целью и стартовой точкой программ допобразования стала подготовка к поступлению в университет абитуриентов.
Именно для профориентации школьников и для начала их пути в науке ВУЗ проводит множество мероприятий — от конференций до летних школ. Успех и востребованность всех кейсов не может не радовать — они означают, что научная общественность в будущем получит грамотных специалистов в химии и сопутствующих ей областях.
Технические решения для образования с введением дистанционного обучения стали ещё более востребованными, о чем рассказали эксперты на сессии «EdTech-компании и школы: партнёры или конкуренты». Взаимоотношения образовательных технологий и учебных заведений стали главной темой исследования Лаборатории инноваций в образовании НИУ «ВШЭ», а само исследование было красной нитью, проходящей сквозь дискуссию.
Оно охватило около 30 представителей школ и edtech-компаний и выявило основной барьер в их сотрудничестве — наличие требований друг к другу при ожидании внешних благоприятных условий. Учителя ожидают удобного, соответствующего учебному плану контента, администрации школ хотят получить управляемый, безопасный продукт, edtech-компании нуждаются в более цифровизированных, менее формально контролируемых и заинтересованных в развитии школах. Одним из вариантов преодоления недопониманий представитель НИУ ВШЭ, Кавсарат Аксаева назвала сотворчество, совместную работу по созданию продуктов для образования. С этой мыслью согласились и edtech-специалисты, и сотрудники школ.
Также спикеры поделились своими кейсами — рассказали о разных форматах внедрения технических решений, об отношении к ним учителей, детей и родителей и вывели законы успешной работы с новыми продуктами: заинтересованность и прогрессивность учителей, дифференцированность и уникальность технологий.
Сессия «Цифровая школа: опыт внедрения в регионах РФ» от платформы Учи.ру поставила своей целью обсуждение реальных способов внедрения цифровых ресурсов в школах страны. В процессе беседы специалисты сферы образования из нескольких регионов России, рассказали о тонкостях подобной работы в своих регионах.
В частности, Дмитрий Сатин, заместитель министра образования Новгородской области, отметил огромный разрыв в цифровой грамотности педагогов и учеников, большую разницу в их материально-техническом обеспечении. Анна Маркова, заместитель министра образования Пензенской области отметила и существование групп родителей, несогласных с необходимостью цифровизации и препятствующих ей.
В рамках этой же сессии были предложены и пути решения такого рода проблем. Например, был упомянут готовящийся законопроект о статусе педагога, по которому учителя смогут проходить стажировки, в том числе по цифровой грамотности, а также рассчитывать на отдельную защиту государства во многих случаях.
Анна Маркова рассказала о проекте цифровизации Учи.ру, по результатам которого учителя региона отметили повышение уровня знаний своих учеников, а также о важности разъяснительной работы с родителями и педагогами. А самым важным принципом работы в условиях активной цифровизации школ все участники сессии назвали постепенность, поэтапность вхождения в эту среду.
Экспертная лекция «Разработка содержания открытого/дополнительного образования: методологический и предметный аспект», которую провёл член экспертного совета Правительства России Пётр Щедровицкий, помогла заинтересованным в дополнительном образовании специалистам пополнить багаж концепций. Проанализировав историю советского и мирового образования, лектор пришел к выводу о том, что скорая новая промышленная революция, сопряжённая с поиском и созданием новых технологий, изменит требования к работникам, производствам, а значит, и к образованию.
Вынужденные конкурировать с робототехникой и другими людьми, специалисты будущего обязательно обратятся к дополнительному образованию. Оно сможет обеспечить личностный рост и индивидуальный подход, а значит — это образование будущего.
Пётр Щедровицкий предположил: разрабатывая его содержание, мы должны учесть, что компетенции — понятие базовое и универсальное, а способности — уникальны, и действовать в сфере открытого образования необходимо именно из индивидуальных склонностей каждого человека. Согласно теории лектора, нужно работать в технике процесса обучения, то есть дополнительное образование должно помочь ученику освоить, согласно его интересам, такие важные системы как системы художественного языка, языка тела, языка схем и чертежей, и других. Только при таком подходе, по мнению эксперта, возможно грамотное и полноценное дополнительное образование.