Но этот дар, к сожалению, очень хрупок. В результате длительных наблюдений Европейского общества ларингологов эксперты выявили, что 40-50% учителей страдают патологиями голосовых складок и выраженной дисфункцией речевого аппарата.1 Ежедневно голос педагога работает на пределе – лекции, семинары, уроки по несколько часов подряд. Все это зачастую приводит к развитию различных серьезных нарушений, и именно поэтому учителям особенно важно знать, как уберечь себя и что делать, если с голосом все-таки что-то случилось.
Фонастения – слабость голоса, нарушение координации между дыхательной, артикуляционной, фонационной и резонаторной системами. Клинически она проявляется быстрой утомляемостью, тремором, снижением высоты и интенсивности голоса, а также сужением голосового диапазона и разнообразными негативными субъективными ощущениями.
Афония – это расстройство характеризующиеся полным отсутствием голоса. Человек может говорить только шепотом. Существует несколько типов афонии:
Основными причинами развития патологий у преподавателей являются: неправильное использование голоса и дыхания, неверная звукоподача, неблагоприятные условия (шум, сухой воздух, плохая акустика помещения), стресс, курение и длительное напряжение.
“Очень важно научиться нижнереберно–диафрагмальному дыханию, чтобы обеспечить достаточное поступление воздуха и предотвратить перенапряжение голосовых складок во время уроков и лекций. Представьте, что легкие – это воздушный шар, а диафрагма – насос, который его надувает. Система должна работать согласованно: если человек не задействует ее и дышит грудью, он накачивает шар только наполовину. В этом случае, чтобы компенсировать недостаток воздуха, мышцы гортани, в том числе голосовая мышца, работают в усиленном режиме, что может привести к их перенапряжению и развитию проблем. При правильном дыхании на вдохе живот должен двигаться и увеличиваться, а на выдохе спадать.” – комментирует Ольга Орлова, доктор педагогических наук, профессор главный научный сотрудник отделения фониатрии ФГБУ «Национального исследовательского медицинского центра оториноларингологии ФМБА», профессор кафедры логопедии Московского педагогического университета.
Чтобы ученики поняли и услышали информацию даже на задних партах, не обязательно прибегать к повышенному тону или форсированию голоса. Это приводит лишь к охриплости и быстрой утомляемости складок. Необходимо работать над дикцией с помощью регулярных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата: губ, языка и нижней челюсти. Это поможет и четко донести информацию, и сохранить здоровье голоса.
Помимо этого, нужно пить достаточное количество воды в течение дня и включать в рацион продукты, богатые витаминами и минералами, необходимыми для здоровья голосового аппарата (сливочное масло, сырые яйца, нежирное мясо, злаки, морепродукты, горький шоколад, теплое молоко), исключите острые и жирные блюда, а также алкоголь и газированные напитки.
Чтобы активизировать голосовые складки и повысить общий тонус рекомендуем традиционный гигиенический массаж лица и шеи. Делайте круговые поглаживающие движения по часовой стрелке, повторяя их не менее 8 раз. Особое внимание уделите чувствительным точкам: на висках и у крыльев носа, на подбородке и за ушами, на шее и между бровей. Полезно перед началом занятий произносить длительно звук М с одновременным постукиванием по крыльям носа, направляя звучание в «маску» - 8-10 раз.
Также перед началом голосовой нагрузки можно выпить стакан теплой воды и повторить профилактические упражнения.
Важно: Помните, преподаватели не должны использовать свой голос более 20 часов в неделю. Однако многим приходится работать сверх нормы, поэтому необходимо делать перерывы в работе, чтобы дать голосовым складкам отдохнуть. Если вы все же чувствуете усталость и у вас появились первые признаки дисфонии, рекомендуем принять препарат Гомеовокс, который используется при потере голоса, хрипоте и переутомлении голосовых складок. Кроме того, очень важно своевременно обращаться к фониатру или отоларингологу для проведения диагностики и назначения персонального лечения.
Забота о голосе должна стать неотъемлемой частью жизни каждого преподавателя.
Регулярная профилактика, использование правильных дыхательных техник, бережное отношение к голосу во время и вне работы – это инвестиции в долгосрочную профессиональную жизнь и, что важно, в собственное благополучие.