«Неделя образования». День первый
«Неделя образования». День первый

«Неделя образования». День первый

Новости и события

Первый день «Недели образования», которая проходит с 17 по 23 мая в онлайн-формате на сайте www.educationweek.ru, был продуктивным и задал тон всем мероприятиям конференции. Участники из ведущих российских вузов затронули темы, связанные с географией, историей, средним и высшим образованием, трудоустройством и многими другими важными вопросами.

Всероссийский форум «Молодёжь и наука», проходивший в рамках «Недели образования» (15–17 мая) на площадке Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, был посвящен обсуждению таких тем, как реализация национальных проектов, молодёжная политика регионов, модернизация системы образования и перспективы российской науки в целом.

На пленарном заседании министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков подчеркнул, что сфере образования и науки необходимы серьезные программы, которые позволят вузам и научным институтам сделать шаг вперед и продемонстрировать свои возможности. Одной из них станет программа «ПРИОРИТЕТ-2030», которая сейчас готовится к официальному запуску: «В этом году мы также запустим конкурс, направленный на поддержку студенческих научных обществ. Минобрнауки России поддержит сильные коллективы денежными грантами на развитие. Общий объем средств составит 100 миллионов рублей».

Деловая программа «Недели образования» началась с дискуссионной панели «Как развивать и как оценивать управленческие компетенции», инициированной организацией «Россия — страна возможностей». В ходе дискуссии ректоры ведущих вузов страны и специалисты некоммерческих организаций обсудили развитие культуры Softskills в системе российского образования, поделились кейсами успешного внедрения программ профориентации, личностного роста и развития управленческих компетенций.

По словам ректора Самарского государственного экономического университета Светланы Ашмариной, в университете налажено активное сотрудничество с лидерами рынка в каждой из отраслей, а также действуют программы лидерства, тьюторства и менторства, в которых каждый студент может пообщаться с представителями интересных ему компаний и поработать с ними.

Николай Рогалев, ректор НИУ «Московский энергетический институт» также отметил важность сотрудничества непосредственно с работодателями, в том числе прохождение студентами практики в крупных компаниях. Михаил Балыхин, ректор Московского государственного университета пищевых производств, сделал акцент на концепции «Трудоустройство всю жизнь», согласно которой университет помогает студенту профориентироваться и трудоустраиваться. Концепция реализуется через множество программ — от занятий в детских садах до проектов в собственных университетских лабораториях и построения индивидуальных траекторий развития — и даёт результаты, например, в виде повышения престижа университета пищевых производств.

Лилия Кирьянова, директор по развитию Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций, отметила активную работу томских учебных заведений для развития Softskills и предпринимательских навыков. С этой целью проводится активное развитие студенческого предпринимательства, а также создаются интересные образовательные онлайн-микрокурсы. Все эксперты согласились с тем, что Softskills — навыки, которые студент должен приобретать на протяжении всего обучения, а значит, технологии их развития должны быть полноценно интегрированы в программу обучения вузов, и ещё раз отметили важность совместной работы в развитии культуры Softskills в России.

Конференция для учителей географии «ММСО.Меркатор» объединила учителей и преподавателей географии в рамках двух разноплановых бесед. Мероприятие «Из чего «собирается» география в школе?» было посвящено концепции больших идей. Большие идеи как концепция построения единого, многогранного, интер-предметного процесса обучения получила высокие оценки участников дискуссии — как практикующих преподавателей, так и исследователей учебной деятельности. Они отметили, что создание учебного плана по предметам, связанными едиными идеями и закономерностями, позволяет ученикам не зазубривать, а понимать и транслировать информацию, интегрировать её в другие предметы и реальную жизнь.

Особенно важен такой подход в географии, при котором будет сочетаться огромный объём различной информации. На вопрос о том, как превратить теорию больших идей в практику уроков в школе и пар в вузе, специалисты ответили — для этого необходимо выбирать наиболее комфортные для реализации идеи, рассматривать жизненные ситуации, бытовые истории, изучать их интегративно с другими предметами.

Географии как школьному и университетскому предмету была посвящена и другая беседа — «Международная панорама», в рамках которой преподаватели и ученики рассмотрели и сравнили классическую российскую и международную программы изучения географии IB DP. Анна Каныгина – студентка, изучавшая географию в разных программах – отметила несомненные плюсы международного подхода: география в международной системе IB — не предмет для изучения, а средство изучения, способ изучения мира; география рассматривается как контекст и в рамках контекста.

Другие специалисты — географ и консультант по вопросам образования и науки Марта Бобъятинска и преподаватель из Великобритании Мария Виноград — также отметили, что, в отличие от российского подхода, где география лишена присутствия и влияния человека, в западной программе она — не естественная, а социальная наука. Высоко оценили преподаватели и практическую направленность IB-программы, где вместо экзаменов студенты решают реальные проблемы и создают проекты. Наконец, убедительным аргументом в пользу Международной программы IB DP стал кейс Марты Бобъятинска: согласно данным её исследования, более высокие результаты по уровню знаний дала международная программа IB DP, по сравнению с национальной польской программой изучения географии.

Круглый стол «Информационно-коммуникационная образовательная платформа Сферум» стал подведением итогов по апробации Сферума в двух регионах России — в Калининградской и Астраханской областях. Дмитрий Кулагин, начальник центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования, и Султанова Алина, директор Центра цифровой трансформации образования Астраханского областного ИРО, отметили, в первую очередь, важность цифровизации учебных процессов, особенно — с помощью программного обеспечения российского производства.

Мотивация школ в таком технологическом совершенствовании крайне высока — во многом благодаря активной разъяснительной работе администраций регионов, плотному взаимодействию учебных заведений между собой. Кроме того, важным фактором развития и внедрения Сферума стал переход школьников на дистанционное обучение во время пандемии, из-за чего в разы вырос запрос на удобную, многофункциональную, интегрированную учебную платформу.

Делясь опытом апробации Сферума, Алина Султанова и Дмитрий Кулагин рассказали, что никаких крупных проблем в процессе работы выявлено не было, отметили приятный дизайн и понятный интерфейс. Не менее важной деталью стало и отсутствие потребности в дополнительном техническом оборудовании — доступ к сети Интернет и уже существующее в школах оснащение позволяло пользоваться Сферумом.

Однако поделились специалисты и сложностями в работе с платформой. Так, при внедрении Сферума им пришлось столкнуться с непониманием принципов работы платформы и необходимости её использования в целом среди учителей и родителей.

Именно для разрешения таких разногласий методисты и другие сотрудники Сферума регулярно проводят обучающие вебинары для учителей и родителей — и направлены они часто не на конкретную платформу, а на изучение цифровизации и интернет-безопасности в целом, чтобы полученные знания можно было применить вне зависимости от программ.

И, несмотря на возможные сложности, подводя итоги встречи, Алина Султанова заявила, что все учебные заведения Астраханской области уже подключены к Сферуму и планируют использовать его дальше. А определяющей цитатой круглого стола стало высказывание Екатерины Якушиной, представителя МГПУ, аналитика кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан о том, что цель Сферума — не загрузить учителя ещё большим количеством работы, а наоборот, помочь ему, организовать его время, улучшить доступ к ученикам и родителям, облегчить работу.

*** «Неделя образования»—всероссийский масштабный проект, который продолжает идею развития концепции Московского международного салона образования. В 2021 году мероприятие проходит с 17 по 23.

В программе мероприятия запланировано более 100 событий — тематических конференций, сессий, дискуссий, мастер-классов. Они рассчитаны как на профессионалов – педагогов дошкольного, среднего и высшего звена, а также участников системы дополнительного профессионального образования, так и на широкий круг потребителей образовательных услуг.

К участию в Неделе приглашены международные эксперты, руководители различных образовательных учреждений России, педагоги начальной, средней и высшей школы, активно участвующие в процессе формирования новой парадигмы и разделяющие мнение о том, что образование – непрерывный процесс, который продолжается всю сознательную жизнь человека (lifelonglearning).

Организаторы «Недели образования»: Московский международный Салон образования (ММСО), экспертно-аналитический центр «НОП», Федеральный портал Года науки и технологий в России, национальная ассоциация организаций дополнительного профессионального педагогического образования (НАОДППО), АНО «Россия — страна возможностей», «Кадры для цифровой экономики», ГК «Просвещение», Skyeng, Учи.ру, Учеба.ру, РАНХиГС, Международный детский центр «Артек», Skillbox, департамент международной торговли Великобритании, «Смена — всероссийский детский центр» и региональные системы образования. Стратегический партнер — Mail.ru Group. Коммуникационный партнер – «Правила общения». Технологический партнер — коммуникационная платформа «ММСО.Коннект».


Другие материалы раздела
Новое на сайте