На мероприятии опытные российские и зарубежные эпидемиологи и врачи обсудили вирус COVID-19, рассказали о своих прогнозах на будущую ситуацию, а также поделились, какие российские препараты проходят проверку и какие есть достижения в разработке лекарств.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что нельзя с точностью заявлять об окончании эпидемии, также как и предположить конец первой волны и начало второй сейчас затруднительно, так как данных о вирусе все еще не так много.
Профессор гематологии, врач–иммунолог, профессор Университета Монпелье и Института рака св. Екатерины (Франция) Жан-Франсуа Росси считает, что предсказать ход пандемии нельзя: это может быть как сезонная инфекция, которая обострится к осени, так и вторая волна, схожая с первой.
Заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, главный внештатный эпидемиолог Минздрава РФ Николай Брико соглашается с коллегой и утверждает, что говорить точно об окончании первой волны нельзя и необходимо все еще сохранять осторожность. Николай, однако, прогнозирует подъем заболеваемости в ноябре и декабре.
Несмотря на то, что пик заболеваемости прошел, сложная ситуация сохраняется в Сибирских регионах, Свердловской области, Ханты-Мансийском округе. Это подчеркивает заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова.
Поэтому ношение масок в поездах, автобуса, метро и закрытых помещениях, а также другие меры предосторожности все еще необходимо соблюдать.
Главный пульмонолог Минздрава РФ Сергей Авдеев отмечает, что благодаря своевременным действиям медиков и принятым государством мерам, в России удалось избежать взрывного распространения инфекции и нехватки необходимого оборудования.
За этот период удалось провести более 400 тысяч компьютерных томографий в частных клиниках, а также большой подъем получило волонтерское движение, которое рука об руку вместе со специалистами боролось с заболеванием и оказывало помощь наименее защищенным слоям населения.
Ученые и фармацевты все еще заняты поиском подходящих вакцин, однако и сейчас очень большое количество лекарств применяется при лечении: противовирусные средства (фавипиравир, гидроксихлорохин, хлорохин, мефлохин, лопинавир+ритонавир, ремдесивир, умифеновир), антибиотики (азитромицин), кортикостероиды (дексаметазон), антикоагулянты и другие.
Многие препараты, такие как, например, гидроксихлорохин (средство от малярии) выбывают из списка лекарств. С. Авдеев считает, что скоро неэффективным окажутся и такие лекарства как лопинавир и ритонавир.
Доктор Росси считает, что следует сосредоточить внимание на уже известных лекарствах и найти у них новые возможности для профилактики от COVID-19.
Главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава Чувашии Сергей Ефимов рассказал об удачном опыте использования такого российского препарата как Полиоксидоний. Благодаря ему пациентам с большим объемом заражения легких на грани кислородной зависимости не потребовалась кислородотерапия, а те, которые уже были подключены к кислородной поддержке, смогли избежать перевода на ИВЛ.
Заведующая инфекционным отделением городской больницы города Йошкар-Ола Людмила Ахиева говорит о том, что 2 пациента, находящиеся на ИВЛ и 20 пациентов в средней тяжести смогли начать дышать самостоятельно и выписаться из стационара после добавления Полиоксидония к базовой терапии. Сергеем Ефимовым и Людмилой Ахиевой отмечаются и профилактические свойства Полиоксидония: практически никто из врачей, кто принимал его, не заразился.
Главный эпидемиолог России Николай Брико и заместитель директора ФБУН Эпидемиологии Роспотребнадзора по научной работе, член-корреспондент РАН Александр Горелов заявляет, что Полиоксидоний это единственный отечественный препарат, который доказал свою безопасность после прохождения международного клинического исследования по протоколу ВОЗ.
Профессор, доктор медицинских наук, врач аллерголог-иммунолог, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток им И. И. Мечникова РАМН Михаил Костинов объясняет, что Полиоксидоний не подавляет инфекцию, однако его применение показывает эффективность, так как пациентам вредит собственный иммунитет, вызывающий цитокиновый шторм в организме, а препарат как раз позволяет наладить работу иммунной системы и устранить все дефекты. Также Михаил добавляет, что Полиоксидоний, как и любой иммуномодулятор не лечит, поэтому он должен применяться в комплексе с другими лекарствами.
Главный эпидемиолог России Николай Брико говорит, что для того, чтобы вирус перестал распространяться, нужно чтобы им переболело 95% населения, а при сегодняшних цифрах в 30% это еще невозможно. Однако помочь может разработка качественной вакцины.
По словам директора спецпроектов ВЦИОМ Елена Михайловой, исследования показывают, что к июлю снизился уровень тревожности и возросло доверие к системе здравоохранения. Индекс эффективности повысился с 16% до 39%, а более 59% населения готовы сделать прививку.