Выставка «Князья Юсуповы и А.С. Пушкин»

Выставка «Князья Юсуповы и А.С. Пушкин»

Новости и события

Выставка, открывающаяся в год 105-летия музея-заповедника, посвящена 225-летию великого поэта.

Отношения А.С. Пушкина с семейством князей Юсуповых в целом хорошо известны и обычно исчерпываются несколькими фактами: арендой его родителями флигеля в московском дворце князя Николая Борисовича Юсупова (1751–1831); посещениями Пушкиным Архангельского в 1827 и 1830 годах; адресованным Н.Б. Юсупову посланием «К вельможе»; созданием в Архангельском Пушкинской аллеи и установкой на ней в 1903 году бюста поэта. Отношения Юсуповых и Пушкина выходят за рамки жизни последнего, сохранение памяти о поэте стало важной составляющей истории не только рода Юсуповых, но и усадьбы Архангельское.

В своих детских воспоминаниях Пушкин упоминает «юсупов сад» – принадлежавший Н.Б. Юсупову небольшой регулярный парк, куда, очевидно, его водили гулять и который стал первым из «стройных садов», которые он мог видеть в своей жизни.

Знакомство поэта и князя Николая Борисовича Юсупова состоялось в конце 1826 или начале 1827 года, когда после возвращения из ссылки Пушкин блистал в московских гостиных, горячо принятый друзьями, а также широким кругом современников. Князь был готов к этой встрече, поскольку в его библиотеке сохранилось несколько изданий антологии «Образцовые русские сочинения в стихах», где было напечатано более десятка пушкинских произведений (представлены на выставке). Были в библиотеке и отдельные издания сочинений поэта, в то числе и вышедшая незадолго до смерти Н.Б. Юсупова трагедия «Борис Годунов».

Считается, что Пушкин посетил Архангельское дважды: весной 1827 года вместе с С.А. Соболевским и летом 1830 года с князем П.А. Вяземским. Впечатления от знакомства с владельцем усадьбы и первой поездки отразились в пушкинском послании «К вельможе», которое было адресовано Н.Б. Юсупову, что вызвало оживленную борьбу литературных «партий» и обвинения в адрес Пушкина в низкопоклонстве перед сильными мира сего, недостойными такой чести.

Самый яркий факт этой полемики – памфлет Н.А. Полевого «Утро в кабинете знатного барина» (1830), настолько резкий, что пропустивший его цензор был уволен. По мнению некоторых исследователей, Пушкин и Вяземский ездили к Юсупову с просьбой похлопотать о возвращении цензора на службу. Рисунок художника Н. де Куртейля представляет двух друзей во время встречи князя со своими крестьянами.

Однако вскоре общепризнанным стало мнение В.Г. Белинского: «…это полная, дивными красками написанная картина русского XVIII века… художественное постижение и изображение целой эпохи в лице одного из замечательнейших ее представителей». Узнав о смерти князя, Пушкин написал: «Мой Юсупов умер».

В Петербурге в число светских знакомых Пушкина входили сын Н.Б. Юсупова Борис Николаевич и его супруга Зинаида Ивановна. Известно, что в истории с Ж. Дантесом, закончившейся смертью поэта, З.И. Юсупова поддерживала Пушкина, горевала о его смерти и в знак благодарности получила в дар от В.А. Жуковского один из пушкинских автографов – отрывок статьи о А.А. Дельвиге, который хранился в семейном архиве до конца 1910-х годов.

Пушкинским посланием завершается собрание биографий представителей княжеского рода Юсуповых и семейных документов XVI–XIX веков, опубликованное в 1866–1867 годах Николаем Борисовичем Юсуповым-младшим. Причем заглавие «К вельможе» было исправлено на «Послание князю Николаю Борисовичу Юсупову». Вероятно, именно в это время в семейном собрании появился гипсовый бюст Пушкина и слепок его посмертной маски.

Дочь Н.Б. Юсупова-младшего Зинаида Николаевна княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон и ее муж Феликс Феликсович продолжили семейную традицию. В Архангельском, в память о визитах Пушкина в усадьбу, была создана Пушкинская аллея, в которой галерея античных богов и героев завершается бюстом поэта. Этот бюст стал первым в России усадебным памятником Пушкину, что способствовало превращению Архангельского уже в 1910-е годы в одну из литературных усадеб ближнего Подмосковья, а памятник и аллея вошли в число местных достопримечательностей.

В 1907 году З.Н. и Ф.Ф. Юсуповы опубликовали факсимиле хранившегося в семье пушкинского автографа послания «К вельможе», положив начало научному изучению стихотворения. На выставке представлено одно из полиграфических клише, с которого было напечатано начало послания.

От близкой родственницы, Екатерины Федоровны Тизенгаузен, Ф.Ф. Юсупов также унаследовал пушкинские рукописи – письма поэта к ее матери, Е.М. Хитрово. Эти письма, как и пушкинские автографы семьи Юсуповых, хранились в Петербурге, в их дворце на Мойке, откуда в 1918 и 1925 годах были перевезены в Пушкинский Дом (ныне Институт русской литературы Российской академии наук).

В архиве музея нет документов, говорящих об интересе к пушкинской теме до 1940 года. Хотя в путеводителях по Подмосковью имя Пушкина в связи с Архангельским упоминается постоянно, как и во всех без исключения путеводителях по музею, первый из которых вышел в 1955 году.

В послевоенный период сотрудники музея не только собирали воспоминания современников поэта, но и следили за изучением послания «К вельможе» отечественными филологами. Их трудами в библиотеке Н.Б. Юсупова были выявлены издания сочинений А.С. Пушкина, в 1980-е – 2000-е годы проведено несколько выставок и праздников в честь рождения поэта. В последние годы в научный оборот были введены новые документы, относящиеся к пребыванию семейства Пушкиных в юсуповском дворце в Москве.

Выставка сопровождается мультимедийной инсталляцией «Читаем Пушкина вместе», которая позволяет увидеть виртуальные рукописи и озвучить самые известные стихотворные строки Александра Сергеевича.

Выставка будет открыта для посещения до 16 июня 2024 года.


Материалы по теме:
Другие материалы раздела
Новое на сайте
Выставки «Дары Венеции – Сергею Параджанову» и «Venezia!» Татьяны Данильянц открываются в Фонде Андрея Чеглакова
16.05.2024
Выставки «Дары Венеции Сергею Параджанову» и «Venezia!» Татьяны Данильянц открываются в Фонде Андрея Чеглакова