Непобедимое солнце Романа Айвазяна

Непобедимое солнце Романа Айвазяна

Новости и события

Действительно, искусство теперь характеризуется развитием индивидуального творческого метода, на первый план выходит и приобретает важность личный взгляд художника.  

В этом аспекте фокус на индивидуальных переживаниях художника, его переосмыслении окружающей действительности, умении задать вопросы и жить надеждой и является тем самым метафорическим солнцем, вынесенным в название выставки.

В философском смысле метафора солнца – совсем не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. С одной, стороны, это отсылка к справедливому и гуманистическому мироустройству мифической страны Томмазо Кампанеллы, описанной им в «Городе Солнца», с другой, - к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем», повествующей о победе передовой техники будущего над старой природой. Это и «Непобедимое Солнце» Пелевина, создающего параллельные миры в романе и рассказывающего об античном культе Sol Invictus. Это и бог солнца Гелиос с древних монет Родоса, которые в Средние века считались чудодейственными: люди думали, что на них изображен Христос. И, конечно, это обращение к богу Солнца древнеармянской мифологии, богу небесного света и справедливости Михру.

У Романа Айвазяна солнце – это внутреннее состояние, которое заставляет художника гореть и творить из принципа внутренней необходимости, о котором говорил еще Кандинский. Это и слепящее солнце Кавказа, и ностальгия по ярким краскам родной земли, которые Роман «привез» в Москву и показывает в работах; это и пламя эмоций, которые позволяют художнику синхронизироваться с современностью. Именно это дает художнику возможность видеть солнце среди туч, чувствовать боль по поводу происходящего и при этом жить в надежде на лучшее.

Ретроспективная выставка показывает путь художника и человека за период жизни и творчества с 1990 по 2023 годы, которые наиболее ярко и в то же время с разных сторон характеризуют художника, его способ переосмысления мира в разные времена (жизнь в Грузии, Армения в жизни Романа, распад СССР и поиск новой жизни).

Выстроенная по нескольким векторам одновременно: по времени и тематически,

экспозиция показывает искусство молодого Романа Айвазяна и зрелый взгляд художника, а также - центральные темы творчества: тема корней, семьи, исследование женского начала, творческой одержимости и человеческих эмоций.

Это многогранное исследование мира художником и мира художника: погружение в художественную вселенную мастера, грустную или легкую и веселую, но неизменно глубокую и разнообразную. Это отношения и диалоги между людьми, взаимоотношения между человеком и окружающим пространством в пластических соотношениях цветовых пятен, пространства работ с пространством музея.

Каждая работа Романа Айвазяна – это концентрированная жизнь, микрокосмос, вмещающий чувства, напряжение интеллекта и страсти души художника.

Подобно тому, как древнегреческий философ Гераклит сравнивал Создателя с играющим ребенком, художник творящий – это тоже «играющий бог», во время игры создающий свой художественный мир, идя вверх по ступеням своего пути.


Материалы по теме:
Другие материалы раздела
Новое на сайте
Главное событие весенне-летнего сезона 2024 года 523 торги «Первые имена»
19.03.2024
Главное событие весенне-летнего сезона 2024 года 523 торги «Первые имена»